Главная |
История техникума |
Документы |
Преподаватели |
Учебный процесс |
Абитуриентам |
Студентам |
Обратная связь |
Гимн РТЖТ
Слова Бунцева В.М.
Древний Рославль в веках отмечен
Ратным духом трудов полезных
В нем поставлен и будет вечен
Храм наук для дорог железных.
Припев:
Наша гордость РТЖТ,
Наша гордость РТЖТ.
Дольше века седые стены
По утрам здесь встречают строго
Представителя юной смены
И мастистого педагога.
Припев:
Альма матер РТЖТ,
Альма матер РТЖТ.
Про просторам России славной
Сеть стальных магистралей вьется.
Будет в жизни нам самой главной
Специальность что здесь дается
Припев:
Путь наш в жизни РТЖТ,
Путь наш в жизни РТЖТ.
И не зря нас судьба связала
С глубиною своих традиций
Как Россией и Родиной малой
Будем вечно тобой гордиться.
Припев:
Дом родной наш РТЖТ,
Дом родной наш РТЖТ.
|
Вопрос об
открытии Рославльского технического железнодорожного училища возник в
1870 году, в обществе акционеров Орловско-Витебской железной дороги.
Совещательный комитет Министерства путей сообщения на заседаниях 19 мая
и 2 июля 1873 г. рассмотрел представление Правления Общества Земской
Орловско-Витебской железной дороги от 21 октября 1872 г. за № 1335 в
Департамент общих дел Министерства путей сообщения об утверждении устава
Рославльского технического училища. 25 мая 1873 г проект устава был
представлен на утверждение министру путей сообщения графу Алексею
Павловичу Бобринскому, который, в свою очередь, отношением от 19 июля
1873 г. за № 354 направил рассмотренный проект устава на “заключение”
министру народного просвещения Дмитрию Андреевичу Толстому.
Открытие училища было вызвано необходимостью подготовки
машинистов, телеграфистов, мастеровых и других специалистов для главных
вагонных мастерских города Рославля и других служб Орловско-Витебской
железной дороги.
В телеграмме инспектора Орловско-Витебской железной дороги Феттинга от
28 января 1874 г. на имя министра путей сообщения графа А.П. Бобринского
говорится: “Сегодня освящено и открыто Рославльское Железнодорожное
Училище. Служащие Орловско-Витебской дороги искренно благодарят Ваше
Сиятельство за милостивое разрешение”.
28 января 1874 года, согласно разрешению Министерства путей сообщения
были начаты занятия в подготовительном классе. А в марте месяце этого же
года был открыт один класс из числа трёх специальных, полагающихся в
училище.
28 апреля 1874 года приказом Министра путей сообщения № 687 в городе
Рославле было открыто общественное железнодорожное техническое училище.
18 мая 1874 года министр путей сообщения, генерал-лейтенант граф Алексей
Павлович Бобринский утвердил Устав Рославльского технического
железнодорожного училища. Срок обучения в училище был установлен три
года.
Преподавались предметы:
1. Закон божий.
2. Русский язык.
3. География.
4. Черчение.
5. Рисование.
6. Физика.
7. Математика в приложении к железнодорожному делу.
8. Железнодорожные дисциплины
В педагогический состав общественного железнодорожного технического
училища в городе Рославле в 1907 году входили:
Попечитель училища - надворный советник, инженер путей сообщения,
Василий Михайлович Мазин.
Начальник училища - коллежский советник, Николай Георгиевич Николаев.
Законоучитель - протоирей Иоанн Борисович Петровский.
Преподаватели: провинциальный секретарь - Леонтий Леонтьевич Петровский;
коллежский советник - Михаил Васильевич Афонский;
инженер - механик, Витольд Антонович Колокшо.
Врач - коллежский советник, Модест Петрович Дубяго.
Заведующий учебными мастерскими - титулярный советник, Иван Семенович
Колесников.
Инспектор училища - инженер - механик, Петр Иванович Щепин.
Помощник заведующего мастерскими и надзиратель училища - подпоручик в
отставке, Витольд Викторович Данилевич.
Письмоводитель - мещанин, Федор Тимофеевич Сказин.
Согласно протокола общего собрания акционеров от 15 мая 1870 года для
потребности и содержания училища было разрешено отчислять из
эксплуатационных доходов дороги по 15 рублей с линейной версты в год.
С 1 января по 31 декабря 1873 года из отчислений железной дороги и
добровольных пожертвований отдельных лиц на постройку и содержание
училища было собрано 37 078 рублей 85 копеек. Московский купец первой
гильдии , в последствии почетный попечитель училища, Петр Иванович
Губонин, пожертвовал 15 000 рублей серебром. За счет собранных средств в
1872 году приступили, а в 1873 году окончили строительство здания
училища.
Здание было построено трехэтажное, средняя часть и нижний этаж
кирпичные, боковые части второго этажа - деревянные, отопление - печное.
В училище принимались дети мещан, зажиточных горожан. С 1885 года
начальником Орловско - Витебской железной дороги Хлуденевым Н.П. была
учреждена стипендия для недостаточно обеспеченных учеников училища.
Стипендия носила его имя. Первый выпуск училища был произведен в 1877 -
1878 учебном году. Всего было выпущено 34 человека. Все выпускники были
направлены на работу на Орловско-Витебскую железную дорогу.
Из них были направлены для использования:
1. По службе тяги и подвижного состава - 27 человек.
2. По службе ремонта пути и здания -7 человек.
В 1882 году Рославльское училище приняло участие во Всероссийской
Московской мануфактурно - художественной выставке технических
железнодорожных училищ. В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная
выставка, которая имела и другое название - «Колумбова» выставка, так
как посвящалась Христофору Колумбу. Предложения получили и технические
училища России, в том числе и Рославльское. В 1895 году на территории
училища были построены учебные мастерские. В 1906 году деревянный второй
этаж учебного корпуса был переделан на кирпичный. В таком виде училище
сохранилось до 1941 года. При училище было общежитие для учащихся на 30
человек. Общежитие было размещено в одноэтажном доме, который находился
позади учебных мастерских, где в настоящее время силами коллектива
техникума построен жилой дом на четыре квартиры. В 1915 году на
территории училища силами учащихся было построено одноэтажное кирпичное
здание, в котором имели квартиры служащие училища, ныне это здание
переоборудовано в актовый зал.
В грозные революционные годы некоторые преподаватели и ученики училища
принимали активное участие в революционной борьбе.
В 1918 году Рославльское техническое железнодорожное училище было
преобразовано в Рославльский механический техникум с 4- х летним сроком
обучения. Окончившим техникум присваивалось звание - техник путей
сообщения первого разряда. Первый выпуск из техникума был произведен в
1921 году.
А на вечернем отделении был открыт филиал Московского
электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта,
однако этот филиал, в силу объективных причин просуществовал недолго (3
года), а слушатели переведены в МЭМИИТ.
В 1923 году механический техникум был преобразован в Рославльскую
механическую профтехшколу НКПС со сроком обучения три года.
Последний выпуск из механического техникума был осуществлен в июне 1925
года.
В 1931 году механическая профтехшкола была преобразована в учебный
комбинат, в котором помимо подготовки техников была организована
подготовка кадров массовых профессий по специальностям:
1. Помощник машиниста паровоза.
2. Слесарь по ремонту паровозов.
3. Кузнец.
4. Литейщик.
В 1932 году учебный комбинат был преобразован в техникум для
подготовки техников разных специальностей: электротехнической,
теплотехнической, горячей обработки металлов, вагонного хозяйства.
В 1924 году, в связи с реорганизацией Орловско-Витебской железной дороги
техникум перешел в ведение Правления западных железных дорог. С июня
1936 года по 1953 год техникум находился в ведении Западной железной
дороги. С мая 1953 года по 1955 год техникум принадлежит
Московско-Киевской железной дороге (Управление дороги размещалось в Г.
Калуге). С 1955 года по 1961 год техникум относился к Калининской
железной дороге. В 1961 году техникум перешел в ведение Московской
железной дороги Министерства путей сообщения
С 1936 года в техникуме была утверждена одна специальность
«Вагонное хозяйство». Весною 1941 года состоялся последний предвоенный
выпуск техников по этой специальности. Дипломы получили 42 человека из
90 обучавшихся. Остальные выпускники были призваны в Красную Армию и
направлены на фронт.
В июле 1941 года техникум был эвакуирован в г. Тамбов, где продолжал
работать, как самостоятельное учебное заведение в здании Тамбовского
техникума железнодорожного транспорта. После освобождения г. Рославля от
немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943 года педагогический
коллектив техникума возвратился в г. Рославль и приступил к
восстановлению разрушенного здания учебного заведения.
Был произведен прием учащихся, и с 1 января 1944 года в техникуме
начались занятия, одновременно с учебой учащиеся направлялись на
лесозаготовки и выполняли ремонтно-строительные работы.
К 1 сентября 1947 года техникум был полностью восстановлен.
За большую работу по восстановлению техникума 17 студентов были
награждены знаком «Ударнику Сталинского призыва», а директор техникума
Белавенцев М.И. - знаком «Почетный железнодорожник».
В 1949 году в техникуме открывается вечернее отделение по специальности
«Вагонное хозяйство», а в 1960 году - «Тепловозное хозяйство»
В 1955 году было построено и сдано в эксплуатацию 3-этажное здание
общежития.
В 1961 году была открыта новая специальность 1610 «Механизация
грузовых работ на транспорте».
В 1973 году были введены в эксплуатацию пристройки нового учебного
корпуса и спортивный зал.
В 1999 году техникуму было передано здание детского сада по ул.
Островского, д. 2, где после реконструкции были оборудованы учебные
кабинеты и лаборатории (учебный корпус №2).
В 1999 году в техникуме была открыта специальность 0601 «Экономика,
бухгалтерский учет и контроль на железнодорожном транспорте», в 2000
году открыта специальность 2904 «Строительство железных дорог, путь и
путевое хозяйство», а в 2004 году открыта специальность 0615 “Налоги и
налогообложение” (повышенный уровень).
Согласно распоряжения Министерства путей сообщения России от 03.04.2002
года № 157-р Рославльский техникум железнодорожного транспорта
переименован в Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Рославльский техникум железнодорожного
транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации.
С 01.06.2005 года, согласно распоряжения Правительства Российской
Федерации № 708-р полномочия учредителя техникума осуществляет
Федеральное агентство железнодорожного транспорта и полное официальное
название техникума - Федеральное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Рославльский техникум
железнодорожного транспорта. Сокращенное официальное наименование - РТЖТ.
В 2007 году введена в эксплуатацию пристройка спортивного комплекса
к учебному корпусу №2 площадью 1300 кв. м, где расположены второй
спортивный зал, учебные кабинеты и лаборатории, медпункт, стрелковый
тир, буфет, административные и хозяйственные помещения.
В соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации и приказом Росжелдора с 11.01.2009 года Федеральное
государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Рославльский техникум железнодорожного транспорта
реорганизован путем присоединения к МИИТ с образованием на его основе
обособленного структурного подразделения университета: Рославльский
железнодорожный техникум - филиал государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования “Московский
государственный университет путей сообщения”. Официальное сокращенное
наименование: Рославльский ж.д. техникум - филиал МИИТ.
|